Асимметричность информации

Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.
Сократ

Сегодня мы рассмотрим проблему асимметричности информации (АИ) или проблему неполной информации. Её суть заключается в неравномерном распределении информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя бывает и обратная ситуация.

Впервые это свойство информации было отмечено Кеннетом Эрроу (нобелевский лауреат по экономике 1972) в статье 1963 года, озаглавленной «Неопределённость и экономика благосостояния в здравоохранении».

Так же научные исследования в этом направлении проводили такие нобелевские лауреаты по экономике, как:

  • Джеймс Миррлис и Уильяма Викри (создали базу для данного направления);
  • Фридрих фон Хайек (статья «Использование знаний в обществе»);
  • Джордж Акерлоф (статья «Рынок лимонов»);
  • Майкл Спенс (теория рыночного сигнализирования);
  • Джозеф Стиглиц (является создателем, исследователем и преподавателем новой ветви экономической науки – «экономики информации»).

Рассмотрим сферу торговли. Существует огромная разность цен одинаковых товаров в стране производителе и РФ так: фотоаппарат Canon G11 (произведённый в Японии) в США стоит 400$,а в РФ около 840$ – цена возрастает на более чем 100%. Проявляется явная ценовая дискриминация, даже с учётом транспортных издержек и наценки посредника.

Рынок здравоохранения – здесь информационная асимметрия связана с тем, что врач и пациент, оплачивающий его услуги, обладают различной информацией. У врача возникает соблазн назначить пациенту необоснованно дорогой курс лечения. Таким образом, рынок адаптируется к информационному неравенству, возникает проблема морального риска (moral hazard).

Похожая ситуация с продавцами-консультантами представляющими определённые компании. Их задача состоит не в объективной оценке товара (именно этого от них ждут покупатели), а в продаже определённого бренда. Остальные производители представляются потребителю не в лучшем свете (используются такие аргументы, как: «часто возвращают»; «дорого, но тоже самое»; «вы платите за имя» и др.). Появляется вторая проблема – ухудшающегося отбора (adverse selection) – потребители в большинстве своём усреднят цену и купят более дешёвые изделия, нежели более качественные и дорогие. Происходит вытеснение с рынка честных игроков. Подобная этой проблема была описана Джорджем Акерлофом – рынок поддержанных автомобилей, здесь также происходит усреднение цены автомобилей и появляется третья проблема, связанная с АИ – дорогостоящая проверка состояния (costly state verification).

Асимметрия информации характерна для экономики в целом ввиду неравномерности доступа к ней, отдельным её блокам, что отлично доказывают, к примеру, публикации Джулиана Ассанжа на сайте Wikileaks, блог Алексея Навального о российских компаниях (ОАО Транснефти, Роснефти и др.), в то время как для принятия эффективных решений необходима полнота и достоверность информации, как в быту, так и в бизнесе. Закономерным будет вопрос: что со всем этим делать?

Человечество на сегодняшний день разработало различные средства для уменьшения АИ – бренды, товарные знаки, сертификацию, интернет и др., но данная проблема требует дальнейшего рассмотрения. Необходимы повышение прозрачности деятельности различных экономических субъектов, разработка механизмов для её появления.

Например, можно решить проблему анонимности денег, перейдя к безналичной форме расчётов, некоторые страны, такие как Сингапур, США и частично Евросоюз полностью перешли на такую форму расчётов, что затрудняет уход от налогообложения, делает видимой коррупцию, миграцию капиталов, денежную массу. Иначе говоря, происходит уменьшение АИ. В России данный процесс протекает очень медленно и не стимулируется властными структурами.

Стоит отметить, что любые исследования (в том числе маркетинговые исследования), как личные, так и отдельно для фирм уменьшают асимметрию. При их проведении и использовании результатов, мы можем оптимизировать своё взаимодействие с информационным пространством и выбрать лучшую из альтернатив, часть из которых при отсутствии анализа бывает просто невидна.

This entry was posted in Статьи and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink.

One Response to Асимметричность информации

  1. shtuder says:

    В условиях асимметричности информации, кстати, может использоваться теория аукционов.

    Продавец редко знает, какую ценность представляет товар для участников. Несмотря на это, аукцион является таким механизмом, который способен максимизировать прибыль продавца.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *