Что такое опыт

Очень активно в последнее время в наших кругах обсуждается проблема «опытных специалистов». Это касается и подбора сотрудников в наш штат, и рекомендаций по подбору сотрудников нашим клиентам. Кто такой опытный специалист – человек, имеющий соответствующее образование и хорошие рекомендации в учебном заведении, человек, который проработал в конкретной должности весомый период времени, человек, который решил одну и ту же задачу очень много раз, или же кто-то другой?

В общем, «опытный специалист» должен сочетать в себе все вышеперечисленные качества, но и этого не всегда хватает, иначе, у наших специалистов по оптимизации кадровых ресурсов было бы гораздо меньше работы. К тому же, очень часто возникает вопрос: какие же из вышеперечисленных качеств все-таки важнее, ведь не всегда есть возможность позволить себе столь дорогостоящего специалиста.

Данный вопрос, в общем-то, не имеет конкретного ответа – все зависит от специфики деятельности сотрудника. Например, продавцу гораздо важнее иметь опыт работы, причем именно проработать много лет, а не обслужить много клиентов. Можно, например, продавать билетики в кассе кинотеатра, проработать полгода и продать тридцать тысяч билетов, но, при этом, так ни разу и не столкнуться с по-настоящему сложным, требовательным клиентом, который будет требовать доказательства того, что кинотеатр оплатит налоги с его билетика на утренний сеанс. Такие клиенты встречаются редко, но именно они добавляют опыта сотруднику.

В то же время, для ученого очень важно образование: он может бесконечно много раз решать одну и ту же задачу, но нового открытия он никогда не сделает, если не будет в своей голове держать множество фактов и формул, уже выведенных до него.

Но в некоторых сферах деятельности не достаточно ни образования, ни многолетнего опыта работы. Речь идет о новых специальностях, а также тех сферах, которые очень изменчивы во времени, где наиболее ярко проявляются новые веяния и современные тенденции в обществе. Например, в силу своей специализации, расскажу о маркетинге. Вот получили Вы соответствующее образование (кстати, довольно новая для нашей страны специальность, и наиболее свойственна она очень дорогим платным ВУЗам), проработали Вы пять лет, используя все те стандартные методы, которым Вас научили в институте, и вдруг они перестали работать. Почему? Потому что вырос темп жизни и обеспеченность населения, далеко не каждый студент теперь согласен за шоколадку отвечать на вопросы Вашей глупой анкеты про любимые телеканалы (тем более, что телевизор они теперь не смотрят – в Интернете все сериалы скачивают). Потому что появилось новое программное обеспечение, позволяющее гораздо быстрее обрабатывать информацию и делать более точные и долгосрочные прогнозы, а стандартные формулы корреляции и регрессии дают уже уж слишком примерный результат. Потому что поменялись факторы, которые учитывает потребитель при выборе хлеба, одежды или квартиры. Люди стали использовать другие источники информации, у них изменились интересы, они по-другому проводят время. Основная задача маркетолога – мыслить не своим «Я», а «Я» общественным, выявлять не свое отношение к чему-то, а отношение общества. В общем, стандартными методами тут не обойтись. Обязательно в отделе маркетинга должен быть молодой продвинутый человек, имеющий множество друзей и знакомых, который с легкостью ориентируется во всем современных тенденциях, знает, кто из знаменитостей ведет свой Twitter, и какие проекты закупили «Городские пижоны» на Первом канале в новом сезоне. А умные дяденьки и тетеньки, перечитавшие множество специализированной литературы, не всегда способны в это разобраться.

В общем, выбор сотрудника или подрядчика – это всегда очень сложная проблема и проигрывает тот, кто учитывает одни и те же факторы в разных ситуациях, кто не верит в молодость, а верит только в опыт.

This entry was posted in Статьи and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *