Конформизм как один из методов управления персоналом

На сегодняшний день актуальность управления персоналом связана с развитием уже существующих предприятий и открытием новых, и будет продолжать развиваться на протяжении всей трудовой деятельности человечества.

Персонал является достаточно сложным объектом управления в организации, так как является «одушевленным» в отличие от вещественных факторов производства. Он может самостоятельно решать какие-либо вопросы, критически оценивать предъявляемые к нему требования, осознанно действовать в неопределенных ситуациях, имеет субъективные интересы, чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое может быть неординарна.

Руководитель всегда должен помнить о том, что каждый человек – это личность, к которой нужно найти особый подход и показать ему, насколько он важен и ценен для организации.

Однако без социальной группы, объединенной по какому-либо принципу, человек не стал бы личностью. И большинство ситуаций, происходящих в управленческой деятельности, характеризуют непосредственно групповые отношения. Группа может быть управляющей, управляемой или самоуправляемой структурой с различной степенью сплоченности ее членов — от неорганизованной толпы до единого коллектива. Если у группы есть общие цели, психологически и практически сбалансированное взаимоотношение друг к другу, а также наличие определенных культурных ценностей, то она уже может считаться коллективом.

Стабильность в управлении помогает поддержать конформизм его членов, т.е. приспособление личности к коллективу, пассивное принятие им существующего порядка вещей и единогласных мнений. Социальные психологи в исследованиях показывают, что подавление личностью своих действительных взглядов на какое-либо явление и поддержание общего мнения с тем, чтобы не нарушать гармонию группы, формирует групповое единомыслие. В основе конформизма лежит страх испортить отношения с коллективом, быть отторгнутым им, подвергнуться исключению из него — остракизму.

Степень конформизма зависит от определенности и сложности решаемой задачи, положения человека в группе, значения группы для него. Так, индивиды с высоким статусом подвержены меньшему давлению, а чем привлекательнее группа для человека, чем ближе ему общие цели, тем он больше подчиняется ей. Однако, по мнению социологов, без конформизма не может быть сплоченного коллектива, и, поэтому новички, прежде чем будут приняты в него, проходят проверку на преданность ему, т.е. на способность к конформистскому поведению. И если таковая отсутствует, сотрудник, вряд ли сможет найти в коллективе для себя место.

Таким образом, можно сделать вывод, что грамотное формирование общих целей и идей коллектива, способно в дальнейшем упростить систему управления персоналом.

This entry was posted in Статьи and tagged , , , , , , . Bookmark the permalink.

2 Responses to Конформизм как один из методов управления персоналом

  1. Галина says:

    Я думаю, что в РФ большинство руководителей не считают, что каждый сотрудник – это личность. Отношения часто сводятся к “он работает, я ему за это плачу, что еще нужно?”. К сожалению, и наемные работники у нас зачастую точно такие же: “мне главное – получать свою зарплату, а насколько работа интересна, важна, как ко мне относятся коллеги и начальство – все равно”. Отношение исключительно потребительское.

  2. Dmitriy says:

    Стоит отметить, что конформизм играет значительную роль в доведении миссии компании по “дереву целей” до конечных исполнителей,

    В соответствии с этим, данное явление можно рассматривать, как инструмент воздействия менеджмента компании на “культуру персонала”, при правильной регулировке “проводников ” ценностей, видения компании.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *