Ловушки общедоступной информации

В современной экономической деятельности одним из наиболее важных видов активов является информация. Информация, как правило, призвана уменьшать неопределенность, в которой действуют экономические агенты. Но что происходит, когда информация становится общедоступной?

Давайте рассмотрим это на примере сервиса «Яндекс.Пробки». На данный момент сервис, конечно же, в подавляющем большинстве случаев помогает объехать пробки, быстрее добраться до нужного места. Но будет ли так всегда? Скорее всего, нет. В будущем (не знаю, насколько отдаленном), с ростом проникновения услуги среди автомобилистов, эффективность сервиса будет падать. Представьте, что Вы как обычно решили перед выездом посмотреть карту пробок. Выяснили, что один из маршрутов «зеленый», и помчались туда. Таким же образом поступили и все остальные водители, которые ездят в том же направлении и пользуются сервисом «Яндекс.Пробки». В итоге пока Вы доберетесь до выбранной улицы, она уже станет «красной». Поэтому единственным решением в данной ситуации может быть принятие решения о маршруте с задержкой. Зная, например, время часа пик, можно подождать, когда он наступит, ситуация на дорогах более ли менее «устаканится», и уже тогда выезжать. В бизнесе подобная задержка может приводить к большим издержкам упущенных возможностей.

Вернемся обратно к нашему примеру. После недели таких мучений мы решили обхитрить остальных. На этот раз мы будем выявлять не те маршруты, которые «зеленые», а которые закрашены оранжевым или красным. Ведь в итоге они привлекут гораздо меньшее число водителей (но здесь, безусловно, нужно исключать основные трассы, на которых традиционно многокилометровые пробки). Дня три избежав, таким образом, основные пробки, мы снова начинаем испытывать затруднения. Оказывается, мы не одни такие умные в городе! Остальные водители приспособились тем же способом. И тут мы уже начинаем думать о том, что подумали другие относительно того, что подумали мы. Согласитесь, непросто? В результате мы приходим к тому, что неопределенность совсем не уменьшилась. Общедоступная информация привела снова к хаосу.

В экономике есть тоже подобные ситуации. Возьмем курс акций какой-нибудь компании. В каждый момент времени цена – это и есть общедоступная информация о ситуации в компании, а также о балансе спекулятивного спроса и предложения участников рынка. Каждый из участников, пытаясь спрогнозировать цену (а, следовательно, и соотношение спекулятивного спроса и предложения), должен подумать: «А какое решение, имея эту информацию, примут остальные?» Исходя из этого, участники будут совершать соответствующие операции на фондовом рынке.

Другой пример – инвестиции. В какой-то момент все больше и больше начинают говорить о перспективности одной из отраслей. Все инвесторы, грубо говоря, начинают «ломиться» в эту отрасль. В результате надувается пузырь. Можно вспомнить кризис «доткомов».

Отсюда можно сделать вывод, что общедоступность информации может приводить к еще большим последствиям, чем просто неопределенность. Относитесь к ней с осторожностью.

This entry was posted in Статьи and tagged , , , , , , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *