Пробкам бой

В связи со сменой мэра Москвы активно обсуждается проблема московских пробок. Большинство людей активно поддерживают мысль, что формирование кольцевой транспортной системы было ошибкой, что пробок можно избежать только при радиальной транспортной системе. Эта мысль абсолютно правильная: чем больше у людей выбора, как доехать да необходимой точки, тем с меньшей вероятностью они поедут одним маршрутом. Например, вечером маршрут по Садовому Кольцу от Павелецкого до Курского вокзала может занять около двух часов, при этом на метро это расстояние можно преодолеть за 10 минут. Причина в том, что кроме как по Садовому никак туда особо-то и не доедешь, так что создание дополнительных радиальных транспортных систем кажется разумным. Вопрос в другом: как это сейчас организовать? Если бы возможно было устроить «ремонт» в городе: вывести всех людей на год из Москвы, разрушить весь центр и проложить новые широкие трассы, то проблема могла бы быть решена. При этом центр придется именно «рушить» – во многих переулках такие узкие расстояния между домами, что невозможно создавать дополнительные полосы. Значит, необходимо искать дополнительные способы решения проблемы.

Тонары на улицах. Это тоже проблема. Но проблема эта, в первую очередь, культурного и медицинского характера. Во многих местах в центре тонары действительно мешают движению транспорта. Например, на пересечении улиц Пушечная и Неглинная тонары на тротуарах занимают место и автомобилистам приходиться оставлять машины на проезжей части, вместо того, чтобы заехать на тротуар. А с какой, вообще, стати они должны парковать свои автомобили на тротуаре? Потому что их офис находится в соседнем доме?

Все же главной проблемой транспортной системы Москвы является менталитет наших жителей: «ты куда прешь», кричит водитель, проехавший пять минут назад на красный свет, «до работы добираюсь за два часа, а на метро бы 40 минут ехал», говорит каждый пятый знакомый, при этом на следующий день опять едет на автомобиле. Но тут ты ничего не изменишь: такие уж мы, москвичи, можем долгое время рассуждать о способах борьбы с пробками, которые сами же не будем выполнять.

В таком случае наиболее эффективной, на мой взгляд, мерой будет являться ужесточение законодательства как для пешеходов, так и для автомобилистов:

1) Во многих местах пешеходы «берут власть» над автомобилистами. Например, на метро «Университет» при пересечении Ломоносовского проспекта по утрам и вечерам такое количество пешеходов, что они спокойно могут продолжать движение на красный свет, не боясь, что их задавят. В результате образуется пробка, которая в том числе перекрывает и все пересечение Ломоносовского проспекта и Проспекта Вернадского, что «тормозит» движение по двум крупным магистралям. Мера борьбы: усиление контроля над поведением пешеходов, увеличение штрафа за нарушение правил дорожного движения пешеходами.

2) В некоторых случаях (как, например, на пересечении все того же Ломоносовского с Мичуринским проспектом) пробка возникает из-за того, что автомобилисты на перекрестке пытаются проехать на желтый свет, не успевают, скапливаются по середине перекрестка, в результате чего перекрывают движение по перпендикулярной улице. Обычно в таком случае помогает только подоспевший регулировщик. Мера борьбы: создание «зазора» между зеленым светом для одной стороны и красным для другой (как это сделано во многих городах), увеличение штрафов за проезд на желтый и красный свет.

3) За последнее время сталкивалась с несколькими авариями, участниками которых являлись маршрутные такси. Много говориться на эту тему, но все остается без изменений. Наверное то, что маршрутки обычно «объезжают пробочки», пусть даже через дворы, это не плохо – не особый от этого ущерб, да и пассажирам удобнее. Но то, как они порой ездят по тротуарам, в каких местах устраивают посадку/высадку, нагоняет ужас. На некоторых маршрутах по утрам пассажиры выходят через каждые 10 метров (ненавидят пробки, но они-то опаздывают). В результате зачастую тормозится движение. Рекомендуемая мера: выявление ограниченного числа мест для возможных остановок. В случае остановки для высадки пассажиров в неположенном месте взимается штраф. При этом рекомендуется устраивать рейды «таинственных пассажиров» сотрудниками ГИБДД для контроля соблюдения ПДД водителями.

4) Помимо маршруток движение часто тормозят припаркованные автомобили. Возможная мера: сужение возможных мест для парковки. В не отведенных специально для этого местах машину можно оставлять только на аварийниках (тогда люди, которым просто необходимо забежать в магазин смогут останавливаться, но те, кто «кидает» машину на целый день вряд ли будет делать). За нарушение – штраф, а лучше эвакуация (она зачастую вызывает гораздо больше проблем, чем штраф).

5) Необходимо ограничить въезд машин в центр, делать специальные парковки (как на Площади Гагарина), чтобы люди могли забирать машины по вечерам. Как на западе. Если пересаживать людей на метро, никто, конечно, не поедет. Но если создать нормальную службу городского такси (как за границей и даже в Киеве), когда автомобиль с «шашечками» можно встретить на каждом углу, причем взимается плата, соответствующая длине маршрута, то проблем станет меньше. При этом исчезнут те «бомбилы», которые колесят по центру и завышают цены в случае катастроф. Можно вообще в центр разрешить въезд только общественному транспорту и городскому такси.

6) Ну и, конечно, «навесные» развязки никто не отменял. Только, наверное, они все же должны быть не кольцевыми, а радиальными. И, конечно же, надо не расширять существующие трассы, а создавать новые. Ситуация с пробками не нормализуется до тех пор, пока каждый участник дорожного движения не осознает свою роль и ответственность.

This entry was posted in Статьи and tagged , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *