Виды бизнес-планирования

Существует мнение, что выигрывает всегда тот, кто просчитывает свои поступки на несколько шагов вперед. И это довольно логично: даже звезды шоу-бизнеса, которые славятся своей недальновидностью, вынуждены заботиться о своем облике на публике (не важно «положительном» или «отрицательном»), а значит, готовиться к любому выходу заранее.

В бизнесе таким «просчитыванием на несколько шагов вперед» является бизнес-планирование. Зачем нужно разрабатывать бизнес-план? В чем преимущество создания бизнес-плана сторонними организациями? Почему этот вид услуг консалтинговых компаний до сих пор остается самым популярным в России? Это те вопросы, которых хотелось бы сегодня коснуться.

В целом понятие «бизнес-планирование», как консалтинговая услуга, объединяет в себе несколько по сути разных типов проектов. Различаются они своей «глубиной», целями, результатами.

Первый тип проектов: разработка бизнес-плана для привлечения инвестора. Данной услугой в основном пользуются предприниматели, которые уже знают, как будет организован их новый бизнес или как будет развиваться существующий, которые почти не сомневаются в рентабельности своих идей, заведомо знают объемы инвестирования, необходимые на реализацию планируемого проекта, но не обладают необходимой суммой, поэтому планируют привлекать инвестора (банк или частное лицо). Другой тип клиентов – специалисты, которым необходимо отчитаться перед вышестоящим руководством за использование средств компании. Услуга первого типа заключается в разработке документа, соответствующего всем формальным требованиям и стандартам, принятым в нашей стране (или любой другой стране, где планируется сотрудничество с инвесторами), подтверждающим рентабельность бизнеса, отражающим все основные бизнес-процессы, срок окупаемости, доходные и расходные статьи. Преимущества такого рода услуги очевидны: консалтинговые компании заведомо лучше предпринимателя разбираются в правилах оформления бизнес-планов, нет необходимости тратить свое время на разработку документа и сбор необходимой информации, можно посмотреть расчет основных финансовых показателей будущего бизнеса от профессионалов. Стоимость такой услуги – низкая.

Второй тип услуги – более «глубокое» бизнес-планирование: документ подразумевает более детальный план развития, вполне может быть использован, как руководство к действию. Услуга в первую очередь предназначена для начинающих предпринимателей: тех, которые уже знают, что готовы начать свой бизнес, но не уверены, что рассмотрели все возможные риски и все что нужно просчитали. Услуга может быть использована как теми, кто пользуется услугами инвесторов, так и теми, кто вкладывает в бизнес собственные средства. Преимущества такого рода услуги: соблюдение всех требований официальных органов при создании документа, более «глубокое» описание всех бизнес-процессов, более «детальное» маркетинговое исследование – выявление всех основных конкурентов, возможных рисков, наиболее перспективных путей развития. Стоимость услуги – средняя.

Третий тип услуги – детальное планирование бизнеса, полное сопровождение развития. Услуга предназначена в первую очередь для предпринимателей, инвестирующих свои средства в разный бизнес и непосредственно им не управляющих. Услуга подразумевает не соблюдение формальных требований к описанию основных моментов, но разработку пошаговых действий для предпринимателя, основанных на детальных маркетинговых исследованиях с привлечением специалистов соответствующей отрасли. Услуга может включать в себя разнообразные этапы создания бизнеса: от планирования до найма персонала, от маркетинговых исследований до полной разработки бренда. Преимущества: возможность предпринимателя «переложить» управление собственным бизнесом на профессионалов уже с самого «нулевого» этапа. Стоимость такой услуги – высокая.

Таким образом, под одним и тем же название подразумевается несколько разных типов услуг. Если некоторые из них кажутся бессмысленными одним предпринимателям, они пользуются большим спросом у других. При этом мною замечено: с развитием потребностей и пожеланий российских бизнесменов и предпринимателей растет и спектр консалтинговых услуг. Так что, возможно, через год я выделю уже шесть или семь типов бизнес-планирования.

This entry was posted in Статьи and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *